Please use this identifier to cite or link to this item: http://srd.pgasa.dp.ua:8080/xmlui/handle/123456789/2929
Title: Розробка математичної моделі розрахунку теплового поля за перетином залізничної рейки при термічній обробці
Other Titles: Разработка математической модели расчета теплового поля по сечению железнодорожного рельса при термической обработке
Development of a mathematical model for calculating the thermal field at the intersection of a railroad rail during heat treatment
Authors: Бабаченко, Олександр Іванович
Бабаченко, Александр Иванович
Babachenko, Oleksandr
Кононенко, Ганна Андріївна
Кононенко, Анна Андреевна
Kononenko, Hanna
Філоненко, Наталія Юріївна
Филоненко, Наталья Юрьевна
Filonenko, Natalia
Хулін, Артем Миколайович
Хулин, Артем Николаевич
Khulin, Artem
Keywords: залізнична рейка
модель розподілу температури по перетину виробу
швидкість охолодження
термічна обробка
твердість
железнодорожный рельс
модель распределения температуры по сечению изделия
скорость охлаждения
термическая обработка
твердость
railway rail
model of temperature distribution by intersection of the product
cooling rate
heat treatment
hardness
Issue Date: Mar-2018
Citation: Розробка математичної моделі розрахунку теплового поля за перетином залізничної рейки при термічній обробці / О. І. Бабаченко, Г. А. Кононенко, Н. Ю. Філоненко, А. М. Хулін // Строительство, материаловедение, машиностроение : сб. науч. тр. / Приднепр. гос. акад. стр-ва и архитектуры. – Днепр, 2018. – Вып. 104. – С. 31-35. – (Стародубовские чтения).
Abstract: UK: Цель. Разработка модели изменения температуры по сечению в процессе термического упрочнения по действующей в Украине технологии, для последующего совершенствования режимов термической обработки рельсов, изготовленных из стали, химический состав которой соответствует требованиям действующего ДСТУ 4344: 2004. Методика. Образец исследуемой стали подлежал испытанию на прокаливаемость методом торцевой закалки (по методу Джомени) (ГОСТ 5657). Моделирование закалки рельсы проводилось с помощью метода конечных элементов (МКЭ) в среде программного комплекса ANSYS. Результаты. Результатом моделирования процесса закалки железнодорожного рельса являются закономерности изменения температуры металла в процессе его ускоренного охлаждения. Установлено, что на поверхности катания рельса скорость охлаждения металла достаточно высока, около 12°С/с. Однако на глубинах более 11 мм рельс не успевает охладиться до температуры около 500-550°С, которые необходимы для получения тонкодисперсной перлитной структуры. Вместо этого температура металла после закалки составляет более 700°С, то есть сталь продолжает находиться в аустенитном состоянии. Это указывает на необходимость корректировки способов и режимов термической обработки рельсов в сторону более интенсивного охлаждения внутренних слоев головки рельса. Научная новизна. Установлены закономерности изменения температуры по сечению железнодорожного рельса в процессе термической обработки. Практическая значимость. Данная модель может быть применена для определения необходимых параметров охлаждения в процессе термического упрочнения с целью получения необходимого структурного состояния и комплекса свойств. Это в свою очередь позволит выбрать оптимальные режимы дифференцированной термической обработки с получением максимально однородного структурного состояния и, как следствие, свойств по сечению головки рельса.
RU: Цель. Разработка модели изменения температуры по сечению в процессе термического упрочнения по действующей в Украине технологии, для последующего совершенствования режимов термической обработки рельсов, изготовленных из стали, химический состав которой соответствует требованиям действующего ДСТУ 4344: 2004. Методика. Образец исследуемой стали подлежал испытанию на прокаливаемость методом торцевой закалки (по методу Джомени) (ГОСТ 5657). Моделирование закалки рельсы проводилось с помощью метода конечных элементов (МКЭ) в среде программного комплекса ANSYS. Результаты. Результатом моделирования процесса закалки железнодорожного рельса являются закономерности изменения температуры металла в процессе его ускоренного охлаждения. Установлено, что на поверхности катания рельса скорость охлаждения металла достаточно высока, около 12°С/с. Однако на глубинах более 11 мм рельс не успевает охладиться до температуры около 500-550°С, которые необходимы для получения тонкодисперсной перлитной структуры. Вместо этого температура металла после закалки составляет более 700°С, то есть сталь продолжает находиться в аустенитном состоянии. Это указывает на необходимость корректировки способов и режимов термической обработки рельсов в сторону более интенсивного охлаждения внутренних слоев головки рельса. Научная новизна. Установлены закономерности изменения температуры по сечению железнодорожного рельса в процессе термической обработки. Практическая значимость. Данная модель может быть применена для определения необходимых параметров охлаждения в процессе термического упрочнения с целью получения необходимого структурного состояния и комплекса свойств. Это в свою очередь позволит выбрать оптимальные режимы дифференцированной термической обработки с получением максимально однородного структурного состояния и, как следствие, свойств по сечению головки рельса.
EN: The Development of the temperature change model by intersection in the process of thermal strengthening under the current technology in Ukraine, for the further improvement of thermal processing modes of rails made from steel, the chemical composition of which meets the requirements of the current DSTU 4344: 2004. Method. A sample of the investigated steel was subjected to a hardenability test by end quenching (Jominy test) (GOST 5657). The simulation of the rail's quenching was carried out using the finite element method (MKE) in the environment of the ANSYS software complex. Results. The simulation of the quenching process of the rail is the regularity of the temperature change of the metal in the process of its accelerated cooling. It is established that on the rail's rolling surface or tread, the cooling rate of the metal is quite high, namely about 12°C/s. However, at depths of more than 11 mm, the rails do not have time to cool down to temperatures of about 500-550°C, which are necessary for obtaining a fine pearlite structure. Instead, the temperature of the metal after quenching is more than 700°C, that is the steel continues to be in austenitic state. This indicates the need to adjust the methods and modes of rails' heat treatment in the direction of more intense cooling of the inner layers of the rail's head. Scientific novelty. The regularities of the temperature changing at the intersection of the rail in the process of heat treatment are established. Practical significance. This model can be used to determine the required cooling parameters in the process of thermal strengthening in order to obtain the necessary structural state and complex of properties. This, in its turn, will allow us to choose optimal modes of differentiated heat treatment to obtain the maximum homogeneous structural state and, as a consequence, the properties at the intersection of the head of the rail.
URI: http://srd.pgasa.dp.ua:8080/xmlui/handle/123456789/2929
Other Identifiers: DOI: 10.30838/P.CMM.2415. 200418.31.3
Appears in Collections:Вып. 104

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
BABACHENKO.pdf323,2 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.