Please use this identifier to cite or link to this item: http://srd.pgasa.dp.ua:8080/xmlui/handle/123456789/481
Title: Влияние кручения под гидростатическим давлением на формирование текстуры и свойств стали 01ЮТ
Other Titles: Вплив крутіння під гідростатичним тиском на формування текстури і властивостей сталі 01ЮТ
Influence of high pressure torsion on the texture and properties formation of the steel 01AlTi
Authors: Куцова, Валентина Зиновьевна
Куцова, Валентина Зиновіївна
Kutzova, Valentyna
Стеценко, Татьяна Владимировна
Стеценко, Тетяна Володимирівна
Stetsenko, Tatiana
Котова, Татьяна Владимировна
Котова, Тетяна Володимирівна
Kotova, Tatiana
Keywords: IF-сталь
прямые полюсные фигуры (ППФ)
наноиндентирование
модуль Юнга
интенсивная пластическая деформация (ИПД)
кручение под гидростатическим давлением (КГД)
прямі полюсні фігури (ППФ)
наноіндентування
інтенсивна пластична деформація (ІПД)
крутіння під гідростатичним тиском (КГТ)
IF-steel
Pole Figures (PF)
nanoindentation
Young's modulus
severe plastic deformation (SPD)
hydrostatic pressure torsion (HPT)
Issue Date: Sep-2016
Citation: Куцова В. З. Влияние кручения под гидростатическим давлением на формирование текстуры и свойств стали 01ЮТ / В. З. Куцова, А. П. Стеценко, Т. В. Котова // Металознавство та термічна обробка металів. - 2016. - № 3. - С. 32-39.
Abstract: RU: Аннотация. Постановка проблемы. Прогресс мирового автомобилестроения ставит перед разработчиками автомобильной стали задачи уменьшения массы автомобиля, снижения затрат на его производство, повышения степени безопасности при эксплуатации транспортного средства. Наиболее широкое применение для указанных целей находят низколегированные стали с традиционными механизмами упрочнения (измельчение зерна, дисперсионное твердение и твердорастворное упрочнение), а также перспективные IF-стали. Однако увеличение прочности металлических материалов обычно приводит к снижению их пластичности. Достижение высокой прочности и пластичности, необходимых для создания новых перспективных конструкционных и функциональных материалов, является одной из фундаментальных проблем материаловедения. Представлены результаты исследования формирования текстуры стали 01ЮТ после горячей прокатки с последующей интенсивной пластической деформацией (ИПД) методом кручения под гидростатическим давлением (КГД) при температуре 25 °С. Выводы. Установлено, что после горячей прокатки с последующей деформацией методом КГД сохраняется текстура с компонентами {100} и {111}. Вероятно, пластическое деформирование в металле осуществляется по двум механизмам: сдвиг по границам зерен и кристаллографическое скольжение, хотя вклад последнего в формирование текстуры менее выражен. Определено, что значения твердости горячекатаной стали 01ЮТ с последующей деформацией методом КГД повышаются в 2 раза по сравнению с горячекатаным состоянием, модуль упругости практически не изменяется, а пластичность сохраняется на высоком уровне.
UK: Анотація. Постановка проблеми. Прогрес світового автомобілебудування ставить перед виробниками автомобільної сталі завдання зменшення маси автомобіля, зниження витрат на його виробництво, підвищення ступеня безпеки під час експлуатації транспортного засобу. Найширше застосування для вказаних цілей знаходять низьколеговані сталі з традиційними механізмами зміцнення (подрібнення зерна, дисперсійне твердіння і твердорозчинне зміцнення), а також перспективні IF-сталі. Однак збільшення міцності металевих матеріалів зазвичай спричинює до зниження їх пластичності. Досягнення високої міцності і пластичності, необхідних для створення нових перспективних конструкційних і функціональних матеріалів, − одна з фундаментальних проблем матеріалознавства. Наведено результати дослідження формування текстури сталі 01ЮТ після гарячої прокатки з наступною інтенсивною пластичною деформацією (ІПД) методом крутіння під гідростатичним тиском (КГТ) за температури 25 °С. Висновки. Встановлено, що після гарячої прокатки з наступною деформацією методом КГТ зберігається текстура з компонентами {100} и {111}. Вірогідно пластичне деформування в металі здійснюється за двома механізмами : зсув по границях зерен та кристалографічне ковзання, хоч вклад останнього у формування текстури менше виражений. Визначено, що значення твердості прокатаної сталі 01ЮТ з наступною деформацією методом КГТ підвищуються в 2 рази порівняно з гарячекатаним станом, модуль пружності практично не змінюється, а пластичність зберігається на високому рівні.
EN: Abstract. Formulation of the problem. The progress of the global automotive industry confronts developers of automotive steel task of reducing vehicle weight, reduce its production costs, increase security level during operation of the vehicle. The most widely used for this purpose are low alloy steels with conventional hardening mechanisms (grain refinement, precipitation hardening and solid solution hardening), as well as promising IF-steels. However, increasing the strength of metal materials usually leads to a decrease in their plasticity. Achieving high strength and ductility required for the creation of new advanced structural and functional materials, it is one of their basic materials science problems. Presented results of the texture researches of steel 01AlTi after severe plastic deformation (SPD) by torsion under hydrostatic pressure (HPT) at the 25 °C. Conclusion. It is found that after hot rolling with the next deformation by HPT method saved texture with components stored texture {100} and {111}. It is shown that in the process of deformation has been actively developed mechanisms such as a shift along the grain boundaries and crystallographic slip, although its contribution to the formation of the texture is less pronounced. Hardness after HPT 2 times higher, modulus of elasticity hardly changes in comparison with the initial state, and the ductility is retained at a high level.
URI: http://srd.pgasa.dp.ua:8080/xmlui/handle/123456789/481
Other Identifiers: http://mtom.pgasa.dp.ua/article/view/32-39
Appears in Collections:№ 3

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kutzova.pdf654,54 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.